Школа тренеров
168 академических часов
Программа обучения адресована всем, кто хочет получить знания и навыки в области проведения тренингов. Задачи программы: дать участникам целостное представление о профессии тренера, помочь им сформировать уверенную тренерскую позицию и получить знания и навыки, необходимые для работы в качестве ведущего тренингов. Значительная часть программы посвящена особенностям работы тренера в сфере бизнеса. Фокусом внимания на протяжении всего курса обучения будут следующие составляющие тренерского профессионализма:
1) Понимание тренером собственных ресурсов:
- Мотивация и цели в профессии.
- Определение зоны экспертизы (с каким содержанием тренер готов работать на тренинге).
- Личный стиль ведения тренингов.
- Личность тренера как ресурс, развитие компетенций в области коммуникации, лидерства, целеполагания, планирования, принятия решений, умения управлять неопределенностью, системного видения, анализа и рефлексии.
2) Специальные знания и навыки:
- Технология разработки авторских программ.
- Инструментарий тренера: типы и виды упражнений, специальные и универсальные техники работы на тренинге
- Формирование и отработка навыков взаимодействия с группой.
- Контакт и контракт в тренинге.
- Понимание процессов групповой динамики.
- Работа со сложными участниками.
3) Работа с организацией-заказчиком:
- Понимание места тренинга в решении бизнес-задач заказчика.
- Снятие и согласование запроса.
- Особенности обучения в рамках организации.
В программе большое место отведено отработке практических навыков. В ходе обучения участники самостоятельно проводят упражнения и тренинговые активности, а также готовят собственный тренинговый проект и завершают обучение его защитой с демонстрацией фрагмента тренинга. В завершающей части программы участникам будет предложено сформировать представление о своем тренерском репертуаре, о позиционировании себя на рынке тренерских услуг и о способах самопродвижения - как в качестве внешнего тренера, так и в качестве тренера-сотрудника компании.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
СЕССИЯ 1. Бизнес-тренер: понятие, особенности, основные компетенции, базовые навыки.
- Мифы, вызовы, ресурсы в тренерской профессии. Мои цели. Тренерство как феномен. Бизнес-тренерство как отдельное направление.
- Постановка целей на тренинг. Цели компании и цели обучения. Снятие запроса, формулирование целей. GAP-анализ. Согласование целей тренинга с заказчиком и группой. Методы постановки целей. Планирование программы тренинга, планирование отдельных заданий.
- Проектирование тренинга и конкретных тренинговых активностей. Основные тренинговые элементы. Стандартный набор тренинговых активностей. Работа с информацией. Проектирование отдельных заданий. Макро- и микродизайн тренинга.
- Работа с мотивацией. Особенности обучения взрослых. Понятие учебного контракта. Практика проведения упражнений.
- Базовые навыки коммуникации с группой и участниками. Понятие контакта. Подстройка и ведение, активное слушание. Наблюдение за собственными реакциями на происходящее. Установление контакта с группой. Навыки изменения убеждений (принципы и техники). Роли в группе. Понятие о групповой динамике. Обратная связь.
Занятия в тьюторских группах: практика проведения упражнений, практика взаимодействия с группой и участниками. Опыт участия, наблюдения, анализа и самоанализа тренерской деятельности, а также работы с содержанием в тренинге.
Домашнее задание: в парах подготовить фрагмент тренинга, описать макро- и микродизайн, быть готовыми к ведению на тьюторских группах.
СЕССИЯ 2. Проектирование и ведение тренинга. Работа с группой.
- Работа с содержанием в тренинге. Построение мини-лекций. Проектирование упражнений. Контрактирование и переконтрактирование с участниками в начале и в процессе тренинга. Навыки подведения содержательных итогов, соответствие итогов контракту.
- Тренер как лидер. Особенности позиционирования тренера в группе. Типичные сложности в работе с группой. Работа со сложными участниками. Ресурсы тренера при работе со сложными участниками. Умение быть с неопределенностью.
- Эмоции ведущего как ресурс и как препятствие. Взаимодействие с эмоциями участников. Цели тренинга, тренера, участников как инструмент управления групповым процессом. Внутренний наблюдатель, как ресурс взаимодействия с происходящим. Саморефлексия как ресурс для восстановления.
- Использование различных форм групповой работы. Фасилитация. Модерация и медиация. Круговой сбор идей, мозговой штурм. Динамическая фасилитация. Игровые активности. Формы обратной связи. Рефлексия, анализ, самоанализ. Режим работы в ко-тренерстве.
- Проектирование и использование материально-технического обеспечения и физического пространства. Вспомогательные средства для передачи содержания. Работа со слайдами и подготовка раздаточных материалов.
Занятия в тьюторских группах: методическая работа с макро- и микродизайном, проведение мини-тренингов (домашних заданий) с разбором. Отработка навыков наблюдения, анализа и обратной связи.
Домашнее задание: создание выпускного тренинга к последней сессии (в парах), оформление макро- и микродизайна тренинга.
Опционально: индивидуальные консультации с преподавателями по созданию выпускной тренинговой программы.
Между 2-й и 3-й сессиями участники смогут получить skype и телефонные консультации по подготовке макро- и микродизайнов выпускных тренингов (вместо тьюторских групп последнего модуля).
СЕССИЯ 3. Защиты тренинговых проектов. Профессиональное самоопределение. Интеграция полученного опыта.
- Защиты выпускных тренинговых проектов: опыт проведения для ведущих, опыт участия и наблюдения для остальных участников; развитие навыков наблюдения, анализа и комплексного подхода к тренерской деятельности, формирование методической базы, комплексное развитие основных тренерских компетенций за счет рефлексии, обратной связи и обсуждения тренинговых проектов в группе.
- Самоопределение в профессии: образ и самообраз, индивидуальный тренерский стиль, мой портфель продуктов, мои клиенты, мое позиционирование как тренера. Личный SWOT-анализ и план дальнейшего профессионального развития.
- Интеграция знаний участников.
- Вручение Свидетельства о повышении квалификации